Главная       Новости       Не досье       Биография       Фильмография
Театр       Видео       Фотоальбомы       Пресса
      Форум       Голосования       Ссылки

О фильме "Тёмная ночь"

Красивое кино для женщин

Рождественским вечером (25 декабря 2001г) в Институте ПРО АРТЕ Олег Ковалов показал свой последний игровой фильм "Темная ночь", действие которого разворачивалось в сочельник и рождество, но никоим образом не напоминало традиционную зимнюю сказку. Автор фильма предварил показ кратким предисловием.

Он пояснил, что стремился сделать работу в эстетике Фрица Ланга: специально был написан соответствующий сценарий, специально была подобрана черно-белая пленка, специально были выстроены декорации в павильоне, и звук писался технически устаревшим способом, чтобы сохранить гулкость шагов и нереальность голоса, специфические особенности, присущие ландшафту картонного реквизита. Весь остальной разговор - обсуждение и вопросы - теоретик и практик кино Олег Ковалов рекомендовал продолжить после просмотра "Темной ночи".

Фильм Олега Ковалова - это детектив, где "найти и обезвредить убийцу" хотят только мальчики, члены тайной организации с суровой дисциплиной, это любовная история, в которой объектом желания является смерть или сам герой, а не модель фотографа - маленькая девочка, мечтающая о стране нибелунгов. Да и нибелунги живут не под землей, а на небе. И хотя главный герой, влюбленный в свою фотомодель фотограф, придумывает шесть способов взлететь к нибелунгам на небо в полнолуние, он выбирает, тем не менее, самый верный способ попасть в страну нибелунгов - смерть. Несмотря на постоянную готовность к убийству и настигающую героев смерть, зрителям все время напоминают о рождестве: "сегодня рождество, надо любить друг друга…"

Возможно, что это ключевая фраза, ведь, как сказал Олег Ковалов в начале пространного послесловия, "Темная ночь" - это фильм о любви, красивое простое кино для женщин. Присутствующие ему не совсем поверили и рискнули спросить об имеющихся в киноленте символах. На эту просьбу теоретик и практик кино отреагировал крайне негативно: спрашивать режиссера о символах - это пошло.

Чтобы сгладить острые углы, философ и преподаватель Нина Савченкова, "простодушно", "по-женски" спросила о взаимосвязи "Лолиты" Набокова, романа о похожей любви, и "Темной ночи" Ковалова, об отношениях Гумберта Гумберта и фотографа. Но и этот "простодушный" вопрос оказался слишком остроугольным, опять вызвал неудовольствие у мэтра, который заявил, что никакой преемственности, зависимости и вообще, связи, его "любовная история" ни с русской литературой, ни с русским кино не имеет. "Темная ночь", по мнению Олега Ковалова, впервые в истории русского кино касается темы "недетской" любви взрослого к девочке.

После такого начала все острые темы были изъяты из разговора. Стало понятно, что предполагаемая тема "изобразительные средства кинематографа" вряд ли будет поднята. Кинопоказ и лекция оказались именно тем, о чем говорилось в заголовке "Пять вечеров с Олегом Коваловым", - творческим вечером Олега Ковалова, встречей автора и почитателей, суррогатом народного успеха и известности, байками о деньгах, продюсерских препонах, о цензуре, полках и всеобщем непонимании.

Награды, номинации, фестивали:

Профессиональный приз "Ленфильма" "Медный всадник"
Премия имени Андрея Москвина за лучшую работу оператора Николаю Ивасиву в 2000 году.
Премия "Золотой Овен" в номинации "Лучшая музыка к фильму" Олегу
Каравайчуку в 2001 году.

январь 2001г. премьера на МКФ в Роттердаме
29.05.2001 премьера в ЦДК

Елена Невердовская
04.01.2003

Марта жива, но нож над ней уже занесен

И.Шакунов и Л.Жаркова в фильме "Темная ночь"
Олег Ковалов - киновед, кинодокументалист, режиссер фильмов "Сады скорпиона", "Остров мертвых", "Сергей Эйзенштейн. Автобиография". "Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия", "Концерт для крысы" - снял вместе с Натальей Скороход, написавшей любопытный сценарий, фильм "Темная ночь". Картина черно-белая. Специально приглашенный для съемок оператор Николай Ивасив (выпускник ВГИКа, мастерской В.Юсова, снявший фильмы "Секретный эшелон", "О ней, но без нее", телесериал "Каменская", "Экстрасенс", "Окраина") получил полную свободу деятельности. Стилистика фильма ориентирована на творчество великого немецкого режиссера Фрица Ланга.

А это уже примета времени. И вот почему. Фриц Ланг жил в эпоху посланца преисподней, скромного художника Шикльгрубера, в миру просто Гитлера, который сумел за несколько лет так "уделать" весь мир, что захлопнуть открытую им крышку ящика Пандоры под названием "фашизм" удалось с ядерным грохотом. Но от этого акта насилия осталось "дитя" - национал-социализм, который по всем признакам к концу века достиг совершеннолетия.

В картине два главных персонажа: фотограф Имант, фиксирующий мир через объектив фотоаппарата таким, как он есть, и милая, наивная Марта, девочка, олицетворяющая собой жизнь и будущее мира. Невинная профессия в руках Иманта (его исполнил Илья Шакунов) становится страшным оружием, способным не просто разрушать личность, но и убивать. Никто не осознает этого до той поры, пока Марта не окажется на "алтаре смерти". Подробности ужасного жертвоприношения рассказывать нет смысла. Это надо видеть. Марта (Лариса Жаркова) - жертва. Но к своему "нежному" палачу она испытывает больше доверия, чем к матери, пытающейся в последний момент помешать убийству дочери.

Фильм имеет несомненную мистическую окраску. По замыслу Олега Ковалова, оператор-постановщик должен уметь не просто фиксировать жизнь и "состояние" или "предчувствие" смерти, а работать на грани реального противостояния ей. Поверьте, с такими вещами не стоит шутить даже на съемочной площадке. Найти человека, владеющего кинокамерой так же, как главный герой Имант? Или верящего, что такое возможно? Бред! Но Николай Ивасив не только верил в такие вещи. Он о них знал! В то, что происходит иной раз во время съемок, иногда трудно поверить, но эти факты известны. Так, на съемках одного фильма Николай Ивасив предупредил о том, что скоро может произойти несчастный случай. Его не послушали и отстранили от работы.

Через несколько дней при подготовке декорации погибли рабочий и два осветителя. Во время съемок "Темной ночи" Николай просит не переснимать кадры с собачкой, которая должна "погибнуть". Приглашенный ветеринар делал собаке усыпляющий укол, и она несколько часов позировала с оскаленной пастью. Просмотрев отснятые кадры, решили переснять эпизод "смерти" собаки. В назначенный час все собрались на площадке. Николай встал за кинокамеру, припал к глазку... и почувствовал, что делать этого не надо, потому что собака на самом деле погибнет. Хотя эпизод обещал быть остроэмоциональным и хорошо ложился в канву фильма.

"Фильм Ковалова, - считает Николай Ивасив, - это автобиография века. Такие режиссеры - достояние страны и времени. Когда мне предложили участие в этой картине, я отнесся к ней, как к обычной работе, которую надо сделать хорошо. Но через какое-то время забыл про все, что меня окружало за пределами съемочной площадки. Все декорации фильма смонтированы в павильонах. Кажется, что Ковалов расставил "фильтры" на окнах подвала, чтобы даже пылинки не нарушили магию того, что творилось на площадке. Знаете, кино похоже на реку, которая течет и меняет свое русло, потому что огибает препятствия: нехватку всего. А фильм Ковалова совсем не такой. Там течение несло километры пленки "Кодак" вперед по прямой линии, к намеченной цели.

На практике это выражалось в том, что отдельные кадры снимались целую смену! Никто при этом не смел даже заикнуться о нехватке пленки. Это - как обеспечение систем жизнедеятельности во время полостной операции - должно быть, и все. Директор "Ленфильма" Виктор Сергеев пошел на это, чувствуя, наверное, как и все мы, что участвует в чем-то необычном, что останется после нас...".

Прокатную судьбу картины, вероятно, будут решать шведы, отметившие сценарий Н.Скороход, представленный режиссером Олегом Коваловым в свое время на конкурс. Выделенный гранд позволил начать съемки. Что поделаешь, где-то народ соображает быстрее...

Светлана СКРИПНИЧЕНКО
Фото С.КОВАЛЕВА






Копирование разрешено только при активной ссылке на сайт.


Сайт Александры Зобовой Сайт питерского актёра Евгения Сидихина.Биография,фильмография,фильмы в просмотре онлайн,фотоальбомы... Сайт актёра Яна Цапника.Биография,фильмография,фильмы в просмотре онлайн,фотоальбомы... Сайт Памяти ушедших

АДМИНИСТРАТОР, дизайн: Александра Зобова